Геологическое многообразие Крыма нескончаемо и поразительно! Горы и каньоны, пещеры и долины, арки, гроты, каменные грибы и другие причудливые творения — яркий пример того, что наискуснейший скульптор — это сама природа.
Некоторые останцы окружены водой и напоминают крохотные острова, другие выступают из недр хребтов и больше походят на руины немыслимых сооружений. Но и те и другие интригуют человека легендами, манят замысловатыми формами, уникальным строением и труднодоступностью.
Итак, представляем десятку самых живописных скал Крыма — от персонажей каменного «зверополиса» до гигантских исполинов, созданных случайной игрой стихий.
Самая «молодая» скала Крыма появилась в 1927 г. в результате Ялтинского землетрясения, красочно описанного в произведении Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев». Каменный «фрегат» — это по сути, краешек хребта, который откололся от мыса Лимен-Бурун, связанного перемычкой с Ай-Тодором. Перешеек, рухнувший в море, отделил останец от скального массива, образовав между ними 11-метровый промежуток в виде гряды валунов.
Со стороны неприступная глыба выглядит как судно, в качестве корпуса которого выступают каменные хаосы бывшей перемычки. Во время приливов нагромождения скрываются под водой и создается оптическая иллюзия, будто корпус корабля скрывается за горизонтом. Полюбоваться Парусом лучше на закате или на рассвете, а самый выгодный ракурс на одинокую «флотилию» открывается с Ласточкиного гнезда.
На Южном берегу Крыма, в 8,5 км к юго-западу от Ялты, на оконечности мыса Лимен-Бурун, недалеко от Гаспры и мыса Ай-Тодор
«Драгоценный» символ Коктебеля представляет собой 8-ми метровый останец в форме остроконечной арки, чье основание на 15 метров погружено в лазурные воды Черного моря. Скальное образование возвышается у западных берегов вулкана Кара-Даг и миллионы лет назад было частью огнедышащей горы. Отколовшись от нее, вулканическая глыба под воздействием ветра и волн приобрела очертания «ворот».
В античные времена скалу называли «Чертовыми вратами» и считали, что здесь герои греческих мифов спускались в царство Аида. Вера в потусторонние характеристики валуна нашли отражение в крымскотатарском топониме — «Шейтан-капу», что переводится как «ворота в логово шайтана».
В 1820 г. останец «зачекинился» у самого Пушкина, который изобразил чудо карадагской природы на страницах рукописи романа «Евгений Онегин». Эзотерики уверены в аномальности этого места: якобы под воротами не работают часы и компасы, а в эфире слышатся непонятные голоса и звуки. Местные жители рассказывают, что возле скалы летают неопознанные объекты, а рядом обитает зловещее «Карадагское чудовище».
Но мифы мифами, а красоту Золотых ворот никто не отменял: игра солнечного света на покрывающих склоны лишайниках создает ощущение, что глыба переливается и сияет словно драгоценный металл. Лучше всего наблюдать феерические блики с 12:00 до 15:00, когда на воротах просматриваются золотые прожилки, а под скальным амфитеатром сверкают монетки, брошенные отдыхающими на удачу.
В акватории Карадагского заповедника, недалеко от поселков Курортное и Коктебель, на территории городского округа Феодосия.
Один из символов Гурзуфа и Южнобережья сформировался в результате оползневых процессов, миллионы лет назад разрушивших часть плоскогорья. Подобных «осколков» у берегов Крыма множество, но Адалары — крупнейшие и красивейшие из них. Высота скал — 48 и 35 м, полвека назад они объявлены памятником природы, но доступ к ним туристов не ограничен.
С крымскотатарского языка слово «adalar» переводится как «остров», соответственно «адалары» — это «острова». В старинном путеводителе 1889 г. останцы названы «голицинскими», а в народе выступающие из воды хребты называют братьями-близнецами. По легенде, знатные юноши Петр и Георгий обучались волшебству у местного чародея, но стали использовать мистические знания не во благо людей, за что и поплатились. Увидев, сколько зла наделали нерадивые ученики, наставник проклял их и превратил в скалы.
Более современная легенда гласит, что на рубеже XIX-XX в. на Адаларах располагался ресторан «Венеция», владельцы которого собирались построить на соседнем острове гостиницу и соединить две скалы подвесной канатной дорогой. Однако, корректировки в планы отельеров внесла сначала Первая мировая, потом Ялтинское землетрясение. Во время Отечественной войны в крупнейший останец попал снаряд, отколов внушительный кусок породы.
Сегодня Адалары привлекают туристов живописным видом, отличной панорамой и возможностью исследовать расположенное между ними 40-метровое пространство. С вершины островов Гурзуф виден как на ладони, у подножья глыб снуют косяки камбалы, а дайверы находят артефакты, уцелевшие после кораблекрушений. Взобраться на скалу можно по частично разрушенной лестнице, напоминающей о легенде про «Венецию».
Два крохотных островка выдаются из моря возле Гурзуфа, в 300 м от берега
Мифическое изваяние в виде головы дракона — один из примеров заковыристо-диковинных рельефов, характерных для мыса Фиолент. Причудливые «скульптуры» образовались благодаря переплетению вулканических и осадочных пород, которыми выложены местные скалы.
Конгломераты, разные по плотности, неравномерно поддаются эрозии, вычленяющей из недр фрагменты прочных вулканических напластований. В таких вот природных «муках» и «родился» фиолентовский дракон — в результате скрупулезной работы ветра и волн. К сожалению, это не означает, что сказочный ящер будет обитать здесь вечно — те же силы, которые его создали, рано или поздно его погубят. Но пока еще огнедышащий зверь охраняет севастопольские просторы и как может скрывается от любопытных глаз.
Многие из тех, кто видит дракона впервые, утверждают будто местность вокруг пресмыкающегося оплавлена. Но это только игра светотени, придающей локации специфический инопланетный пейзаж. Между тем, каменный ящер имеет привычку менять цвет: с определенного ракурса у него появляется золотистый отлив, свойственный чешуе дракона.
Скала-Дракон расположена на мысе Виноградный, который относится к Фиоленту. Рядом с мифическим созданием обосновались руины древнего храма, бухта Александры, а также пляжи Баунти и Крокодил
Панея — 70-метровая скала островерхой формы, вдающаяся в море отвесным юго-западным склоном. Топоним произошел, по видимому, от греческого слова «панайа», которое переводится как «пресвятейшая» или «Богородица».
Второе название скалы — Генуэзская, связано с прошлым этого места. Судя по археологическим раскопкам изначально здесь обитали тавры, в X-XIII вв. им на смену пришли византийцы, основавшие на вершине миниатюрный городок с храмом Артемиды и жилыми домами.
Вскоре пожар уничтожил все постройки и двести лет Панеа стояла заброшенной. Спустя два века генуэзцы возвели на скале крепость и новую церковь, разрушенную османами менее чем через 50 лет. По сей день на вершине сохранились остатки итальянской цитадели, руины храма с мозаичными полами и орнаментом в виде павлинов.
Взобраться на скалу можно по северо-восточным и восточным склонам, где когда-то проходила дорога, ведущая к смотровым площадкам. Западные и северо-западные стенки Панеи уходят в море, и потому неприступны даже для экстремалов.
В окрестностях Симеиза, между скалами Дива и Кошка
Скала Святого Явления, известная как «Скала с крестом» или «Скала-Крест» возвышается над гладью Черного моря на 30 метров. Представляет собой паразитический конус, образованный миллионы лет назад в результате извержения. По сути, трубчатая и слоистая пирамида сформировалась над жерлом древнего вулкана, скрытого под толщей воды.
Непримечательная на первый взгляд скала сложена из различных пород, в том числе поделочных и полудрагоценных — яшмы, сердолика и халцедона. Благодаря им треугольная каменная глыба поблескивает на солнце ярко-красными вкраплениями. Рассмотреть «инкрустацию» поближе проще всего с высеченных в лаве ступеней, по которым туристы поднимаются на 15-метровую высоту.
Название «Георгиевская» скала получила благодаря античной легенде. Согласно преданию, греческие моряки, попавшие в шторм у берегов Фиолента, обратились с мольбами к Георгию Победоносцу. Погибающие люди так истово просили помощи у святого заступника, что вскоре море улеглось, тучи рассеялись, а шквальный ветер стих. На фоне лазурного неба команда увидела великомученика, стоящего на скале и взывающего к Господу, а высадившись на берег, мореплаватели нашли икону с ликом святого Георгия. В благодарность за чудесное спасение моряки основали здесь храм, а на скале, в месте Святого Явления установили крест.
В акватории Южного Севастополя, в окрестностях Балаклавы, на расстоянии 140 м от Яшмового пляжа
Топоним «Зангурма» переводится как «вершина над пашней». Правда, в наши дни одну часть пашни занимают персиковые сады, а другая часть — пустует. Несмотря на живописность этого места, оно малознакомо даже для большинства крымчан, а уж туристы забредают сюда и того реже, отдавая преимущество склонам Мангупа или «сфинксам» Узун-Тарлы.
А между тем Зангурма-Баир относится к внутренней гряде Крымских гор и именно ей обязана столь необычной красотой. Изюминка скалы — десятки замысловатых гротов различных форм и размеров, и диковинные изваяния, сложенные из «отполированной» породы. Пещеры Зангурмы внутри еще интереснее, чем снаружи: в трех из них протекают чистейшие родники, прорываясь на поверхность из естественных желобов.
С наивысшей точки скального плато (402 м) — Баллы-Коба открывается панорама долин, расположенных напротив вершин, Мангупа, Чардаклы-Баир, а также Тепе-Кермена и вездесущего Чатыр-Дага. Подняться на плато проще всего со стороны леса, осторожно пробираясь по краю обрыва, который местами достигает 50 метров.
В Бахчисарайском районе, по дороге от села Холмовка в сторону пещерного города Эски-Кермен, между балкой Джан-Газы
Скалы-корабли — это 5 живописных отрогов, сложенных известняком предположительно в Юрский период. Когда-то они представляли собой длинный мыс или косу, но со временем разрушились, образовав несколько выступов.
Четыре — самых крупных "живут" с собственными именами: Каравия, Петра-Каравия, Эльчен-Кая и Элькен-Кая. Пятый отрог — безымянный, заливается морем и не виден из-за грозных собратьев. В местном фольклоре каменные корабли овеяны романтическом орелом: одни видят в них проклятый парусник, другие утверждают, что недвижимые фрегаты — дело рук разгневанного Посейдона.
Достоверно известно, что выступы использовались во время ВОВ при осуществлении Феодосийской десантной операции: бойцы размещали на зубчатой косе маяк для корректирования артиллерийского огня. В честь двух погибших здесь офицеров на скальной группе установлен памятный обелиск.
Расположены южнее Керченского полуострова, в Ленинском районе.Возвышаются посреди моря, в 3,8 км от Кояшского озера и в 4 км от мыса Опук.
Величественная скала, напоминающая скорее средневековую крепость, чем горный отрог, возвышается над Черным морем на 120 метров. Представляет собой древневулканический массив, сложенный редчайшими для Крыма спилитовыми туфами и кератофировыми порфиритами. Породы разной плотности и структуры 150 млн лет тому назад сформировали гигантские ступени.
Античное название «Ифигения» скала получила благодаря местному землевладельцу Демидову в честь дочери предводителя троянцев — Агамемнона. Самую прелестную наследницу царя Микен принесли в жертву Артемиде в обмен на попутный ветер. Богиня охоты сжалилась над девушкой и перенесла ее на берега Тавриды, сделав бессмертной жрицей в одном из храмов, построенных на горе у морского побережья.
Впрочем, у подножья скалы никакого греческого храма обнаружено не было, а вот руины средневекового поселения находили. Возможно, рядом со скалой располагалась византийская церквушка, из-за чего пик уступа венчает христианский крест.
Во времена Великой Отечественной Ифигению использовали в качестве наблюдательного пункта, с которого отслеживали передвижения противника. В наши дни за отрогом закреплен статус памятника регионального значения, здесь произрастает 15 редких видов флоры, в том числе 8 эндемиков.
Расположена на ЮБК, возле поселка Кастрополь и Южнобережного шоссе.
Еще одна «визитная карточка» Фиолента также названа в честь героев одного из самых известных древнегреческих мифов. Орест — сын все того же Агамемнона и брат той же Ифигении, а Пилад — его близкий друг и побратим. Много несчастий выпало на долю бесстрашных греков, но именно у побережья Тавриды их злоключения благополучно завершились.
В честь античного «хэппи-энда» и назвали скалы-сателлиты на мысе Фиолент — большую Орестом, меньшую — Пиладом. Что касается науки, то эти зубчатые отроги — осколки древнего палеовулкана, извергавшегося 150 млн лет назад. В остальном информации о скалах немного: известно лишь, что внутри «Ореста», на глубине 13 м пролегает сквозной 15-ти метровый грот.
Расположены в воде непосредственно у мыса Фиолент, в 80 м и в 135 м от материка
Итак, самые живописные скалы Крыма разбросаны по территории полуострова и появились в результате обвалов или извержений вулканов. Над причудливыми формами отрогов миллионы лет трудились волны и ветер, создавая зловещих драконов или загадочные корабли. И хотя все это — дело рук матушки-природы, порой ловишь себя на мысли, чтобы сотворить подобную красоту, нужно обладать разумом не хуже человеческого.
Каталог проверенного жилья в Крыму