Меню

Мусульманские святыни Крыма: топ-10 самых красивых действующих мечетей

Из 1600 мечетей, построенных в Крыму за пять с половиной столетий, до наших дней сохранилось не более сотни. Одни из них лежат в руинах, другие — активно реконструируются, а третьи, пройдя через забвение, возродились и радушно встречают прихожан, паломников и туристов.  

Из нашей статьи вы узнаете о 10 самых красивых мечетях Крыма, которые действуют по сей день вопреки обстоятельствам, вандалам и времени. 

Буюк-Хан Джами (Бахчисарай)

Большая ханская мечеть, построенная в лучших традициях османской архитектуры, встречает гостей на центральной площади Хан-сарая, к востоку от северных ворот. Главный вход («кыбловые двери») расположен со стороны реки Чурук-Су. Буюк-Хан Джами — одна из крупнейших мечетей полуострова и первое строение, возведенное на территории дворцового комплекса Бахчисарая. 

Основана в 1532 году Сахибом I Гераем, крымским и казанским ханом, дядей Султана Сулеймана Великолепного. В 1736 г. мечеть пострадала от пожара, учиненного армией российского фельдмаршала Миниха. Была восстановлена мастером Омером в период правления хана Селямета II Герая. Во времена СССР не действовала, с 90-х гг. прошлого века открыта для верующих. 

Первоначально кровлю сооружения покрывали купола, позже крышу заменили на четырехскатную черепичную. Украшают мечеть два десятигранных минарета высотой 28 метров, увенчанных бронзовыми полумесяцами. Внутри стройных башен расположены каменные винтовые лестницы, ведущие на балкон. С XVIII века главный вход декорирован арабской вязью, помещенной в зеленые картуши. 

С правой стороны к мечети пристроен стеклянный павильон, украшенный изникской плиткой и витражами. Элегантная терраса со следами былого великолепия — бывшая Ханская ложа, в которой совершали намаз крымские правители. У восточной стены расположена абдестхане (место для ритуального омовения), и фонтан — шадирван. Построенная рядом с мечетью медресе, до наших дней не сохранилась. 

Адрес: Крым, Бахчисарай, Речная улица, 133

Озьбек Хан Джамиси (Старый Крым)

Мечеть Хана Узбека расположена в самом сердце Старого Крыма, неподалеку от Горсада, на «островке» между улицами Халтурина, Победы и Холода. Основана в 1314 г., в начале правления хана Мухаммеда-Узбека, при котором религией Золотой Орды стал ислам. 

В 1332 г. мечеть перенесли в другое место — по соседству с медресе, сооруженной на средства Инджибек-хатун, зажиточной крымской татарки. До наших дней школа не сохранилась и лежит в руинах, мечеть отреставрирована в начале 90-х гг. XX в. и сегодня полноценно действует. Пускают сюда и туристов. 

В архитектурном отношении мечеть представляет собой типично-татарский храм прямоугольной формы с односкатной крышей и одним минаретом. Фундамент и фасад выложены известняковыми блоками, из украшений — только лаконичная сельджукская роспись и резной портал, обрамляющий двери. Надписи, начертанные на старинных стенах, указывают на год основания храма и имя строителя.  

Адрес: Крым, Кировский район, город Старый Крым, ул. Победы, 5

Мечеть Кебир-Джами (Симферополь)

Главная пятничная (соборная) мечеть Крыма — ярчайшая достопримечательность столицы полуострова и старейшее здание Симферополя. Построена в 1502 г. Хаджи-Абдурахим Беком на земле, дарованной крымским ханом Менгли I Гераем. 

Внешне храм выглядит незатейливо: фасад беленый светлой известью, никаких украшений или орнаментов. Крыша — трехскатная, из архитектурных изысков — только балкон и круглые окна. Изначально крышу Кебир-Джами украшал купол, во время одной из реконструкций его демонтировали. Единственный минарет увенчан алемами. 

За более чем 5 веков существования мечеть не раз реставрировалась, перестраивалась, страдала от пожаров. После революции Кебир-Джами продолжила функционировать, была закрыта по политическим причинам в 1945 г. Обветшавшее здание передали в пользование переплетной мастерской, и только в 1991 г. мусульманский храм вернули в лоно исламской общины Симферополя. 

Адрес: Крым, г. Симферополь, ул. Курчатова, 4 

Мечеть Джума-Джами (Евпатория)

Роскошную, праздничную, и пожалуй, самую известную мечеть полуострова возвели в 1564 г. по проекту Мимара Синана — прославленного инженера, астронома, математика и главного придворного архитектора Султана Сулеймана. Евпаторийская Джума-Джами — единственная в Европе многокупольная мечеть и один из интереснейших историко-архитектурных памятников мусульманской архитектуры в Крыму. 

По красоте Гезлевскую святыню сравнивают с величественным собором Святой Софии в Стамбуле, а по значимости ей не было равных во всем каганате. Мечеть выступала не только как место поклонения Аллаху, но и как центр проведения обрядов, например, ритуала посвящения в крымские ханы. 

В 1916 г. мечеть посетил Николай II: согласно преданию, царь вошел в храм через Восточные ворота, которые с тех пор никогда не открывали. За время существования, Джума-Джами многократно реконструировали, перестраивали, восстанавливали отдельные элементы, в том числе минареты, разрушенные в 1665 и 1835 гг. С приходом советской власти мечеть закрыли, перепрофилировав ее под сельскохозяйственный, строительный склад и отдел Краеведческого музея. В начале 90-х храм вернули мусульманской общине. 

Архитектура Джума-Джами также уникальна, как и ее история. Здание построено в форме прямоугольника, обрамленного высокими гладкими стенами. Боковые галереи в два этажа с каждой стороны перекрыты куполами и освещаются двумя ярусами окон. Молитвенный зал высотой 22 метра увенчан 11-метровым куполом. 16 окон, украшенных витражами, поддерживаются подпружными арками и парусами.  

С востока и запада к мечети примыкают остроконечные 35-метровые минареты с лестницами и балконами, построенными из местного известняка. Центральное строение по периметру обрамляют 11 малых и больших куполов. 

Адрес: Крым, Евпатория, ул. Революции, д. 36

Мечеть Муфти-Джами (Феодосия)

Соборная пятничная мечеть Муфти-Джами — единственное в Феодосии культовое сооружение мусульман, сохранившееся со времен Османской империи. Строительство храма велось в 1623-1630 гг. местными турками, которые придали исламскому комплексу черты классических стамбульских мечетей. На территории изначально располагалось тюрбе (гробница-мавзолей), до нашего времени не сохранившееся. 

В начале 30-х гг. XVIII в. мечеть находилась в распоряжении общины армян-католиков, которые переоборудовали ее в церковь и освятили в честь Успения Богородицы. После распада СССР храм вновь стал мусульманским. С 1998 г. каждую пятницу, в соответствии с предписаниями Корана, здесь совершают молитву Джума-намаз. 

Внешне Муфти-Джами представляет собой кубическую постройку с мощными стенами, выложенными бутовым камнем и кирпичом. Верхушку храма венчает полусферический купол с двенадцатигранным основанием, с запада к мечети примыкает восьмигранный минарет, возведенный из тесаного известняка. Рядом с с Муфти-Джами сохранились руины турецких бань и фрагменты брусчатки. 

Адрес: Крым, г. Феодосия, ул. Караимская, 1

Мечеть Сейит-Сеттар-Челеби (Симферополь)

Историческая справка гласит, что мечеть построили в 1850 г. на средства Симферопольского градоначальника — купца третьей гильдии Сейит Сеттара Челеби. В 1886 г. прихожанами храма числилось уже 800 человек — жителей 130 близлежащих домов. 

После революции новые власти многократно пытались ликвидировать мечеть, и даже снесли минарет. До 1944 г. здесь проводились «полулегальные» богослужения, но в итоге хатипы, имамы и прихожане, преследуемые за убеждения, под страхом репрессий закрыли храм. В последующие годы его использовали в хозяйственных целях — в качестве мастерских и складов. 

В 90-е гг. Сейит-Сеттар-Челеби планировали реконструировать, однако, после долгих совещаний здание снесли и построили на месте старой мечети новую, в османском стиле. 11 сентября 2016 г. состоялось официальное открытие мусульманского комплекса, который, помимо белоснежной мечети, включает в себя медресе, административный корпус для религиозной общины и студенческое общежитие. 

Адрес: Крым, г. Симферополь, ул. Клары Цеткин, 34

Мечеть Юхары-Джами (Алушта)

«Верхняя мечеть» расположена на живописном холме, в старой части Алушты, построена в середине XIX в. в лучших традициях культовых мусульманских сооружений того времени. 

Первоначально храм представлял собой двухэтажное здание с витражными окнами, стены украшали искусные росписи, полы, балконы и перекрытия были выполнены из дерева. Изысканно смотрелась и башня Орта-Куле, пристроенная к мечети, и расположенный перед зданием фонтан. А вот устремленный в небо минарет недолго радовал прихожан — во время Крымского землетрясения 1927 г. башня почти полностью разрушилась. 

Во времена СССР мечеть находилась в ведении различных служб, в 60-х гг. ее перепрофилировали под спортивную школу. Возобновить богослужения в Юхары-Джами мусульмане смогли только в 1996 г. В этом же году начался сбор средств на реконструкцию храма, который на тот момент пришел в упадок. 

Усилиями исламской общины по старинным фотографиям и чертежам мастера воссоздали внутреннее убранство мечети, заново пристроили минарет, помещения для омовения и комнаты для прощания с усопшими. 

Адрес: Крым, г. Алушта, ул. Владимира Хромых, д. 9

Акъяр Джами (Севастополь)

Севастопольская соборная мечеть — памятник архитектуры начала XX в., расположена в Ленинском районе города-героя. Сооружение мечети в 1909-1914 гг. началось по ходатайству представителей мусульманской общины, которые на протяжении 5 лет хлопотали перед городской управой о выделении участка земли для строительства исламского храма. 

28 июня 1909 г. в присутствии офицеров-мусульман, духовенства и администраций общественных учреждений в фундамент мечети заложили первый камень. Автором проекта выступил севастопольский архитектор Александр Михайлович Вейзен. Средства на строительство в количестве 14 тысяч рублей были собраны путем добровольных пожертвований.  

В 1914 г. в Акъяр Джами провели первое богослужение, в 1938 г. — последнее. В 1946 г. здание передали в ведение архива Черноморского флота, а чтобы ничего не указывало на его принадлежность к религии, арабские и русские надписи стерли, а минарет разрушили танками. В 1992 г. мечеть вернули мусульманской общине Севастополя, которая восстановила Акъяр Джами практически в первозданном виде.  

Адрес: Крым, г. Севастополь, ул. Кулакова, д. 31

Керич-Джами (Керчь)

Культовую мусульманскую святыню построили в 1850 г. под руководством купца и православного мецената Василия Яковлевича Гущина. Сооружение Керич-Джами обошлось бюджету в целых 5000 рублей серебром, однако затраты себя оправдали. Мечеть из каменной кладки скрепленной железом и свинцовой заливкой получилась монументальной, величественной и красивой. 

В Крымскую войну забор суннитского храма британские артиллеристы использовали как бруствер, что было документально зафиксировано фотографом Джеймсом Робертсоном. Сегодня снимок осажденной «мечети» хранится в художественном музее Принстонского университета. 

С приходом советов Керич-Джами сначала лишили купола, а потом переделали сначала под кинотеатр, а затем — под библиотеку. В начале 90-х гг. полуразрушенную мечеть передали мусульманской общине Керчи, признав здание памятником архитектуры.  

Адрес: Крым, г. Керчь, ул. Пушкина, д. 8

Коккоз Джами или Юсуповская мечеть (Соколиное)

Название мечети связано с топонимом «Коккоз» (в переводе — «голубоглазый»), которым до депортации крымских татар именовалось село Соколиное. Юсуповским храм называют в память о князе Феликсе Юсупове, по распоряжению которого Коккоз Джами и построили. 

В качестве архитектора мусульманской святыни пригласили Николая Петровича Краснова, автора проектов Ливадийского дворца, дворца «Дюльбер» в Мисхоре, дворца «Харакс» в Гаспре и многих других шедевров южнобережного зодчества. 

Корпус Юсуповской мечети напоминает базилику в форме прямоугольника со сторонами 15х12 метров. Крыша покрыта керамической черепицей, рядом с основным зданием возвышается минарет. Внешнее убранство храма практически не изменилось и выглядит лаконично: помимо стрельчатых окон, стены святыни украшают надписи на русском и арабском языках.   

Адрес: Крым, Бахчисарайский район, с. Соколиное, ул. Ленина, 37Б

Действующие мечети Крыма — это не только архитектурные символы веры, но и памятники культуры, и популярные места паломничества. Одни из них напоминают об ордынской Тавриде, другие наглядно представляют эпоху средневековья, насыщенную важными событиями, третьи олицетворяют трагический период в судьбе крымских татар. Но несмотря на все перипетии, многие исламские святыни действуют по сей день, привлекая прихожан и туристов историей и архитектурой.

Забронировать гостевой дом в Крыму