Точкой притяжения гостей Бахчисарая был и остается Ханский дворец, но на восточной окраине древнего города расположена еще одна колоритная локация — историко-археологический комплекс «Салачик». Малоизвестный музей, окруженный скалами урочища Мариам-Дере, основан на том самом месте, где крымские ханы основали свою первую резиденцию.
Архитектурный ансамбль, датируемый XV веком, состоит из пяти комплексов: Зынджирлы-медресе, дюрбе Хаджи-Гирея, руин хамама и музея «Ларишес». Рассказываем о каждом из них подробнее.
Сегодня Салачик — исторический квартал Бахчисарая, а пять столетий тому — первая столица Крымского ханства. Так что зарождение древнего города начиналось именно здесь. В XV веке небольшое поселение, будучи «предместьем» крепости, расположенной на Чуфут-Кале, становится официальной резиденцией хана Хаджи Герая. Родоначальник династии изначально обосновался в Старом Крыму, но вскоре перенес представительство в окрестности Бахчисарая.
Знаменитый османский путешественник Эвлия Челеби побывал в Салачике в период его расцвета и описывал город как богатый и быстроразвивающийся. Фасады роскошных дворцов были украшены золотом и тончайшей резьбой, а на улицах били чуть ли не семь десятков фонтанов. Одним из самых красивых и монументальных зданий Челеби называл дворец Правосудия. К сожалению, до наших дней здание не сохранилось.
В советское время Салачик стал местом компактного проживания крымских татар. В 1945 г., после массовой депортации советские власти рьяно взялись за переименование крымскотатарских топонимов. Так Салачик превратился в Староселье. Через 10 лет поселение прекратило существование и стало частью Бахчисарая.
Все началось в 1500 году, когда по приказу хана Менгли Герая I возле дворца возвели мусульманское духовное училище. Над единственным входом в медресе правитель распорядился закрепить двойную цепь, чтобы каждый, кто входил в храм науки, склонял голову в знак уважения к знаниям. Поскольку с тюркского слово «цепь» звучит как «зынджир», то и учебное заведение стали называть Зынджирлы-медресе.
Над входом вмонтировали плиту с надписью, которая содержит сведения о дате строительства. На табличке также выражена признательность хану Гераю за его добрые дела и слова благодарности Аллаху за такого правителя.
Школа, в которой обучали каллиграфии, богословскому праву, арабской и турецкой грамматике, стихосложению и логике, непрерывно просуществовала более 4 веков. Обязательно преподавалась также наука о нравственности. С 1868 г. здесь начали изучать и русский язык. К концу XIX века библиотека медресе насчитывала 800 томов.
Закрыли духовное училище только в 1923 г. Затем здание использовали в качестве педагогического техникума, медицинского училища. В годы оккупации здесь располагался санаторий для солдат вермахта, а в послевоенное время — психоневрологический диспансер. Долгое время в помещениях медресе хранили ненужные вещи.
В архитектурном плане школа представляет собой одноэтажное здание в форме прямоугольника со сторонами 27 и 25 метров. Изнутри и снаружи постройка проста и лаконична: толстые стены из грубо отесанного камня, сводчатые потолки и колонны. К медресе примыкает уютный дворик для отдыха учеников. Вдоль стен располагаются худжры — комнаты-классы с каминами. Внутри здания просторно. В центре работал фонтан, в наши дни здесь размещается галерея. Купол атриума венчают уже современные стеклопакеты.
Последний раз учебное заведение отреставрировали в 2007 г. на средства, выделенные турецкими меценатами. Реконструкция обошлась в 3 млн долларов. Сегодня в здании выставляется посуда, найденная археологами при раскопках в окрестностях Бахчисарая. В главном зале вывешены тугры — персональные знаки сильных мира сего, написанные вязью. Периодически в медресе проходят концерты классической музыки.
Самое красивое (из сохранившихся) здание Салачикского комплекса — дюрбе, или гробница хана Хаджи Герая. Построена его сыном — Менгли Гераем в 1501 г. Торжественное открытие мавзолея приурочили к празднику Новруз, ко дню весеннего равноденствия — 21 марта.
Дюрбе представляет собой толстостенную восьмигранную постройку высотой 11 м со свинцовым куполом. С восточной стороны к зданию пристроен богато орнаментированный портал. Боковые стены мавзолея с двумя нишами в виде михрабов обрамлены резными пилястрами, на которых едва просматриваются остатки краски.
По обеим сторонам каждого алькова, над пилястрами встроены два медальона, заполненные надписями в зеркальном отображении. Над дверью усыпальницы расположен памятный текст о том, что мавзолей построил для своего отца хана Хаджи Гирая его сын, Менгли Герай.
Стены портала украшены рельефной каменной резьбой, среди элементов которой — розетки, руми и пальметты. Фасадная поверхность оформлена популярным на тот момент сельджукским узлом, орнаментальным символом Крыма эпохи Золотой Орды.
Здание дюрбе состоит из двух ярусов: подземного, где расположен склеп, и наземного, где обустроено помещение для поминально-погребальных церемоний. Во время реставрации усыпальницы в подземной крипте археологи обнаружили 13 взрослых и 5 детских останков. Неплохо сохранились ткани, расшитые золотыми нитями, лоскуты стеганых одеял и остатки подушек, а также деревянные надгробия с резным орнаментом. По мнению ряда исследователей, среди погребенных — ханы из династии Гераев: Хаджи, Менгли и Сахиб.
С западной стороны Зынджирлы-медресе расположены руины средневекового хамама. Эвлия Челеби писал об этом здании с восхищением, утверждая, что оно было «прекрасным, светлым, с отличной водой и воздухом». Салачикская баня по традиции делилась на мужское и женское отделения, при этом порядок посещения парной устанавливался заранее. В каждой из секций располагалось по 2 парилки, а также туалет, комната для омовений, предбанник (раздевальня) и зал для отдыха.
В северной части бани располагался кюльхан — главная отопительная система хамама. Печь с топкой и арочным проемом была вмонтирована в центре помещения, откуда по двум направлениям прокладывались воздуховоды с каналами. Стенки каналов облицованы известняком на керамическом огнеупорном растворе. Горячий воздух подавали через каналы под пол бани и в стены, и таким образом подогревали помещения. Одновременно грели и воду.
Квадратная парилка была облицована обтесанными плитами, которые укладывали на гидростойкую штукатурку — хорасан. Полы также выкладывали известняковыми блоками неправильной формы. Таким же образом оформляли комнату для омовений, из нее посетители попадали в зал отдыха и туалет. Здесь же стояли каменные сооружения в виде столов для массажа с гладко отполированными плитами, а также пристенные фонтаны и беломраморные чаши, украшенные цветами лотоса.
Помимо ханской усыпальницы, на территории Зынджырлы-медресе расположен и мусульманский некрополь. В частности, здесь находится могила крымскотатарского общественного деятеля, издателя и просветителя Исмаила Гаспринского, а также захоронен крымскотатарский писатель и драматург Амет Озенбашлы.
В здании нового медресе постройки начала XX в. в 2011 г. открылся музей «Ларишес» — собрание крымскотатарских древностей. Своим появлением выставочный комплекс обязан Гуливеру Альтину, который лично собирал по крупицам уникальную коллекцию, объехав 35 стран мира и 300 городов. Долгое время ценности хранились в сейфах одного из банков Франции.
Сегодня в экспозиции музея «La Richesse» (название переводится с французского как «богатство»), хранится 1,5 тысячи экспонатов, среди которых:
Экскурсионный маршрут по историческому кварталу Салачик мало известен рядовому туристу. Однако, с каждым годом все больше путешественников приезжают сюда полюбоваться тем, что осталось от первой столицы крымских ханов — от места, где зародилось одно из крупнейших и влиятельнейших средневековых государств Северного Причерноморья.