Евпатория — довольно компактный город, поэтому все достопримечательности можно обойти за один день. Во время прогулки гарантировано погружение в атмосферу восточного средневековья.
Начинается маршрут со входа через Гезлевские ворота (Одун-базар-къапусы — «ворота Дровяного базара»). Когда-то они были главными из пяти в оборонительной стене. Этот объект — новодел 2004 года, искусная стилизация под старину. Сейчас в башенке работает музей, сувенирная лавка и этно-кафе, где можно попробовать ароматный кофе со свежей выпечкой.
Старинные улочки прихотливо переплелись друг с другом, но заблудиться здесь не получится — указатели заботливо направят по нужному пути.
В 150 метрах от Гезлевских ворот расположено текие дервишей. Это единственная сохранившаяся в Крыму обитель странствующих монахов-суфиев (200 лет назад их было 22). Монастырь построен в 15 веке, на его территории находится мечеть с минаретом и постоялый двор. Строения аскетичны, без особой вычурности и украшений. Зато они хранят энергетику дервишей, которые впадали в транс, кружась под медитативные ритмы барабанов и свирелей, читая суры из Корана.
Следующий культовый объект — синагога Егия-Копай. По сравнению с другими строениями Старого Города она совсем юная — построена в 1912 году. Судьба этого здания сложилась непросто. В эпоху борьбы с религией 30-х годов здесь было складское помещение, во времена фашистской оккупации — конюшня. После войны строение использовалось под разные нужды. И только в 2003 году отреставрированная синагога вновь открыла свои двери для прихожан.
Во дворе Егие-Копай находится этнографический музей и кафе еврейской национальной кухни «Йоськин кот». Хвостатый талисман бродит тут же.
Кенасы находятся в пяти минутах ходьбы от синагоги. Это храмовый комплекс, построенный в 19 веке, когда караимы переселились в Евпаторию из Чуфут-Кале.
Комплекс компактный, состоит из Большой и Малой кенасы, хозяйственных построек, религиозной школы, библиотеки «Карай-битиглики». Его изюминка — внутренние дворики. Они украшены резными плитами белого мрамора и увиты столетней виноградной лозой. Первый из двориков — Виноградный, напоминающий зеленый тоннель. Дальше к храмам ведут Мраморный, Ритуальный, Мемориальный, дворик Ожидания Молитвы. Считается, что проходя через них, люди подготавливаются к молитве, настраиваются на высшие вибрации.
Джума-Джами (Хан-Джами) — самая крупная мечеть на Крымском полуострове. Более того, это единственная многокупольная мечеть не только в Крыму, но и во всей Европе. Построена и открыта она была в 16 веке. В Джума-Джами проходил обряд принятия власти крымскими ханами. Состоял он в том, что претендент на ханство, назначенный в Стамбуле, должен был подняться по главной лестнице мечети, читая молитву. Если ему это удавалось, он становился ханом.
Культовое сооружение представляет собой куб с 11-метровым куполом, вокруг которого расположились купола поменьше. Верхний ярус украшают витражи: с южной стороны — теплых, с северной — холодных оттенков. Во дворике находится некрополь с мраморными надгробиями. Вход на территорию свободный, а вот в саму мечеть немусульманам вход разрешен только в составе экскурсии.
С мусульманской святыней соседствует православная. Собор Святого Николая был заложен в 19 веке в честь освобождения Евпатории во время Крымской войны.
Внешний вид культового сооружения напоминает собор Святой Софии в Константинополе. В оформлении храма использованы три вида крестов — георгиевские, византийские и русские православные. Сам вид собора — светлый и торжественный — наводит на возвышенные мысли.
Есть в Старом Городе и не относящиеся к религии объекты, отнюдь не менее интересные и древние. Например, бани, построенные турецким архитектором в 16 веке и проработавшие без малого 500 лет, до 1987 года.
Здание было разделено на мужское и женское отделение, внутреннее убранство поражало своей красотой. Здесь бил фонтан, белоснежно поблескивали отделанные мрамором стены. В средневековых восточных городах бани-хаммам были чем-то вроде клубов. Сюда приходили не только из гигиенических соображений, но и просто пообщаться, обменяться новостями и сплетнями.
К сожалению, в 90-е вся мраморная красота была разграблена. Сейчас бани реставрируются, их можно посетить самостоятельно или с экскурсоводом.