Маяки — романтичные и загадочные сооружения, которые издавна считаются символами надежды и безопасности и привлекают путешественников историей и ролью в навигации прошлого. Тысячетонные громады, разбросанные вдоль побережья Крыма, Анапы, Геленджика или Сочи, строились в разные годы, но сотни лет выдерживают натиск свирепых штормов и ураганов, которыми славится в том числе и Черное море.
Сегодня сигнальные башни, хотя и выполняют свои прямые «обязанности», выступают в качестве популярных туристических достопримечательностей, ради которых путешественники готовы приехать в самые отдаленные места Крыма и Краснодарского края.
Один из самых высоких маяков Черноморского побережья России расположен в поселке Заозерное, на песчаном берегу Евпаторийского мыса. Навигационную башню построили в 1861 году по инициативе местного общества торгового пароходства. Изначально в лампе маяка использовалось сурепное масло, которое зимой замерзало, в 1871 году растительный жир заменили на нефть.
Со временем вокруг маяка высадили лес, защищающий оборудование от песчаных бурь, в 30-х годах XX века башню оснастили радио-устройством. Во время Второй мировой вышка была частично разрушена и в 1955 году перестроена, а в 70-х годах — модернизирована. Сегодня 52-метровый гигант по-прежнему указывает путь кораблям, приближающимся к Каламитскому заливу, подавая сигналы красного цвета.
Огонь Евпаторийского маяка с белыми проблесками, проходившими через минуту, совпадал с точно таким же свечением Херсонесского маяка, что вводило мореплавателей в заблуждение. Для исправления ситуации белые проблески в свечении маяка на Евпаторийском мысе переделали на красные.
Церковь-маяк расположена в поселке Малореченское, в 26 км от Алушты. Самый высокий храм Крыма устремляется в небо на 65 метров, и при этом выполняет сразу три функции: культового сооружения, маяка и музея катастроф на водах.
Возведен в 2006 году по проекту украинского художника-монументалиста Анатолия Гайдамаки. Строительство храмового комплекса обошлось в 5 млн долларов, из которых половину суммы потратили на берегоукрепительные работы.
Интерьер и экстерьер церкви выполнен в морской тематике — с якорями, цепями, капитанскими рубками, кораблями и швартовыми кнехтами. Восточный фасад украшает фреска с изображением Николая Чудотворца, высотой 15 метров, потолки изобилуют созвездиями и знаками зодиака. В цокольном этаже размещен музей катастрофы на водах, посвященный, в том числе гибели теплохода «Армения».
Навигационная система «заключена» в золотом шаре, которым увенчана колокольня. Встроенный фонарь не внесен в лоции Черного моря, но может выполнять функцию полноценного маяка.
Одна из самых труднодоступных путеводных звезд Черного моря возвышается на южной оконечности мыса Меганом, на высоте 99 метров над уровнем моря. Сооружен в 1895 году и оборудован французской оптикой, благодаря чему слыл самым мощным маяком в Крыму. Его дальность свечения и сегодня поражает воображение — излучаемый башней свет виден за 75 км, а это — очень много.
Во время Второй мировой маяк был частично разрушен, а после войны — перенесен на новое, более подходящее место. В 50-х-80-х годах световую оптику модернизировали: газовую горелку демонтировали, а вместо нее установили электрический фонарь и резервный огонь с проблесковыми приборами.
Обслуживается морской исполин силами двух поколений одной семьи, проживающей здесь же. Подъехать к маяку можно на внедорожнике или квадроцикле.
Периодически возле маяка возникали «паранормальные» явления — странные круги и загадочные знаки на земле около башни. Эзотерики считали, что эти символы — дело рук инопланетян. Смотрители маяка посмеивались, поскольку знали, что это — дело «ног» зайцев, протаптывающих тропинки вокруг кустов.
Один из самых красивых маяков Керченского полуострова обосновался на 30-метровом обрыве, в 40 км к югу от Керчи. Здешняя акватория считается чрезвычайно опасной: суда гибли здесь сотнями, а построенный в этом месте Такильский маяк со своими обязанностями не справлялся.
На смену ему в 1875 году и возвели Кыз-Аульский навигационный комплекс, в который, помимо восьмигранной башни, входил дом смотрителя, погреб, ледник и другие хозпостройки. Через год, удостоверившись в «профпригодности» нового маяка, Такильский потушили.
Ныне Кыз-Аульский маяк помогает кораблям прокладывать путь, подавая сигналы белым пульсирующим светом. Старую горелку заменили на светодиодный излучатель, что привело к уменьшению электропотребления маяка, но отразилось на дальности действия сигнала, который стал «короче» на 5 км.
В 1920 году от Кыз-Аульского маяка отбыл из России барон Петр Николаевич Врангель. Вождь Белого движения покинул полуостров на крейсере «Генерал Корнилов», эвакуировав до этого свыше 150 тыс. человек.
Тарханкутский маяк расположен в 6 км от поселка Оленевка, в окружении скалистых отрогов и уютных бухт, облюбованных дайверами. Сигнальное сооружение появилось на самой западной точке Крыма в 1816 году благодаря дирекции балтийских моряков. Навигационную башню выстроили из серовато-белого инкерманского камня и оснастили фонарем диаметром 3,3 метра, приобретенным в Британии.
В прошлом столетии «Тарханкутский глаз» несколько раз реконструировали, однако его старинная винтовая лестница со 142 ступеньками практически не изменилась. Что касается оснащения инженерного узла, то оно включает в себя радио- и световой маяки, системы навигации, автономного энергоснабжения и звукосигнального оповещения, а также служебные помещения. Высота башни — 34 метра, дальность действия луча — 31 км, звуковой сигнал слышен на расстоянии 1800 метров.
В паре сотен метров от маяка в море виднеется силуэт полузатонувшего сирийского сухогруза «Ибрагим-Яким». Из-за ошибки корабля судно село на мель в 2010 году и сегодня к нему можно добраться вплавь.
Действующий инженерный узел расположен на мысе Фонарь, на самой восточной оконечности Крыма, в месте слияния Азовского моря и Керченского пролива. Рядом обосновался поселок Подмаячный — бывшая рыбацкая деревушка, названная в честь маяка. Башня, в свою очередь, получила имя благодаря османской крепости Ени-Кале (XVIII в.), построенной в 5 км южнее — в самой узкой точке Керченского пролива.
Решение о сооружении маяка было принято еще в начале XVII века, однако возвели навигационный ориентир только в 1820 году. На оснащение потратили невиданную на тот момент сумму — 200 тысяч рублей, закупив оптическую аппаратуру во Франции и Великобритании. Верой и правдой маяк служил людям до 1942 года, пока не был уничтожен немецкими снарядами. Однако, уже через год на развалинах башни установили временное светило, указывающее судам путь через пролив.
Новый ориентир построили на месте разрушенного в 1953 году. Маячно-технический комплекс оснастили дизель-электрическими агрегатами, стационарным аккумулятором и контрольно-корректирующей станцией морской дифференциальной подсистемы ГЛОНАСС-GPS.
Впервые маячный огонь на башнях города Парфениума, который в те времена находился на мысе Фонарь, описал в периплах (морских рассказах) древнегреческий географ и путешественник Скилак. А, между тем, датируются его литературные произведения 350 г. до н. э.
Маяк был заложен в 1898 году на Анапском мысе — самой высокой точке курортного мегаполиса. Строительство башни продолжалось 10 лет и первые светосигналы навигационная установка отправила в море только в октябре 1909 года.
Во время Второй мировой немцы, окруженные советскими войсками, забаррикадировались в здании маяке и подорвались на собственной взрывчатке. После войны полуразрушенную башню снесли, а в 1955 году на ее месте построили новую.
С тех пор Анапский маяк помогает кораблям прокладывать путь через мелководье, выступая в качестве популярной туристической достопримечательности. Белоснежная восьмигранная башня с тремя черными полосами возвышается над уровнем моря на 43 метра, и светит красными проблесковыми огнями аж на 35 километров.
В сотне метров от маяка построили его уменьшенную копию высотой чуть больше человеческого роста. Мини-башенка воссоздана с потрясающей правдоподобностью и во время фотосессий выступает «дублером» своего старшего «брата».
Один из старейших маяков юга России расположен на Приморской набережной, по соседству с Морским вокзалом и собором Святого Михаила. Днем башня практически незаметна из-за плотной застройки, ночью ее местоположение легко определить по ярко-зеленому свечению, исходящему из навигационной рубки.
Сочинский маяк построили в 1880 году на скалистом берегу высотой 35 метров. Изначально инженерный узел оснастили рефлекторами, наподобие тех, что устанавливают в прожекторах. Со временем отражатели заменили на составную линзу, изобретенную французским ученым Огюстом Жан Френелем.
Несмотря на преклонный возраст, Сочинский маяк работает по сей день. Его полукруглая оптическая линза отличается неслыханными размерами: её высота — 3 метра, а фокусное расстояние — 920 мм. Свет прожектора виден кораблям на расстоянии 32 км при горизонтальном угле охвата 235 градусов.
В 1990 году, к 100-летнему «юбилею» маяка местные власти попытались отыскать фирму «L.Sautter & C», выпустившую фонарь, чтобы заменить источник света на современный, но аутентичный. К сожалению, «следы» парижской компании затерялись в истории и башню оснастили электролампой мощностью 1000 ватт.
Необычный маяк, спроектированный французским инженером Франсуа де Тонде, совершенно не похож на навигационный ориентир в привычном смысле этого слова. А все потому, что выполнен он не в форме башни, а в виде нарядно-оформленной пристройки, примыкающей к жилому особняку.
Двухэтажное здание высотой 13 метров расположено на Лермонтовском бульваре, в самом центре курорта. Построено в 1906 году в стиле модерн, в 1927 году было капитально отремонтировано, и в отличие от других маяков, без потерь пережило Первую мировую войну, Гражданскую и Отечественную.
Рабочая часть маяка увенчана элегантным флюгером и выделяется ярко-красной полосой мореходного створа, регулирующей безопасный вход в Геленджикскую бухту. Световая часть размещена в эркере, где находится оборудование, установленное французской фирмой более века назад.
Удивительно, но на протяжении 120 лет работы створного маяка, удалось сохранить уникальную оптику, изготовленную из натурального горного хрусталя. В благодарность маячникам за их работу в 2011 году на набережной Геленджика установили памятник смотрителю маяка и его верной собаке. Скульптурная композиция «старого морского волка» — единственная в России, посвященная людям этой профессии.
Самый эффектно расположенный маяк возвышается на оконечности 18-километровой песчаной косы Чушка. Название стрелки-фьорда связано с дельфинами, которые частенько выбрасывались здесь на берег. На диалекте малороссов морские свиньи — «чушки», вот и коса получилась «Чушкинская».
Что касается маяка, то построили его в 1912 году для указания прохода кораблей по проливу из Азовского моря в Черное. В 1914 году ажурную металлическую башню освятили. Во время Второй мировой Керченский пролив оказался в эпицентре военных сражений, в которых не уцелел и Чушкинский маяк.
Разрушенный в 1942 году ориентир восстановили в 1954 году, на этот раз построив полноценную навигационную станцию в виде четырехгранной каменной башни высотой 24 метра. Крышу комплекса покрыли оцинкованным железом, сверху установили вентиляционный шар и громоотвод. Свечение маяка — красное, фиксированное, дальность луча — 22 км.
Маяки Черноморского побережья России — это удивительные сооружения, в которых столетиями рождался не только свет, но и надежда. Навигационные башни расположены в живописных и уединенных местах: на побережьях, скалах или среди вод морей. Во времена технического прогресса некоторые из них утратили значение, а другие продолжают действовать, являясь одновременно памятниками человеческой храбрости и популярными туристическими достопримечательностями.
Забронировать уютный гостевой дом на Черном море