Меню

Самые малоизвестные дворцы Крыма: наш топ-8

Список топовых дворцов Крыма известен каждому путешественнику — даже тому, кто никогда на полуострове не был. Массандровский, Ливадийский, Воронцовский, Ласточкино гнездо… Звучит банально, не правда ли? 

Однако многие даже не догадываются, что в райской Тавриде, вдали от людей притаились пусть и не знаменитые, но не менее величественные и роскошные усадьбы. Имения, построенные прославленными архитекторами, предназначались для августейших особ и аристократов, эмиров, офицеров и купцов. 

Одни поместья сохранились без изменений, другие дошли до наших дней в печальном состоянии. Но и те, и другие достойны того, чтобы о них рассказали. Что мы и сделаем в этой статье. 

Мурад-Авур (Гаспра)

Дворец Мурад-Авур обосновался в той части Гаспры, где расположена усадьба «Романтическая Александрия» и обустроен парк Чаир. Рядом обнаруживаются пансионаты «Малибу», «Сосновая роща» и «Ай-Тодор-Юг». 

Своим существованием на ЮБК роскошная вилла обязана выходцу из Швеции — полковнику Николаю Николаевичу Комстадиусу. Суровый северянин, однажды побывав в Крыму, настолько проникся красотой полуострова, что решил обзавестись здесь жильем. В 1908 г. он покупает участок земли под Ялтой, а уже через год обживается в собственном доме. 

Для возведения дачи Комстадиус нанял неутомимого Николая Петровича Краснова — главного архитектора Ялты, создателя Ливадийского и Юсуповского ансамблей. И зодчий офицера не подвел. Усадьба получилась такой оригинальной и элегантной, что сразу получила неофициальный статус «дворца». Название имению подобрали соответствующее — на тюркский манер. Словосочетание «Мурад-Авур» переводится как «исполнение желаний». 

К сожалению, мечтам «крымского» шведа сбыться не удалось. Хозяин виллы умер незадолго до начала революции, а само поместье национализировали. Советские власти обустроили здесь санаторий «Марат» для оздоровления представителей рабочего класса. Сегодня в здании размещается роскошный отель для обладателей туго набитых кошельков. 

Дилькисо или дворец эмира Бухарского (Ялта)

Владелец сказочного имения — правитель Бухары с длинным и сложным именем Сеид Абдулахад-хан. Расположен над приморским парком Ялты, на участке, который в 1898 г. девятый бухарский эмир приобрел для себя и своей семьи. Название резиденции восточный монарх дал соответствующее — «Дилькисо», что в переводе с тюркского означает «пленительный». 

Проект дворца разработал ялтинский архитектор Николай Георгиевич Тарасов. Материал несущих стен — керченский камень. Стиль усадьбы — ориентальный, с элементами неомавританского. Строился двухэтажный ансамбль четыре года — с 1907 по 1911 гг., и стал одним из самых ярких архитектурных жемчужин Ялты. 

Несмотря на скромные размеры, Дилькисо получился поистине обворожительным. В его архитектуре гармонично сочетаются объемы и разные геометрические формы. Выразительный экстерьер украшен бельведерами и портиками, террасами и лоджиями. О мавританском стиле напоминают колонны, украшенные капителями и тонкой резьбой. Дополняют эту красоту подковообразные окна и зубчатый парапет, проходящий по карнизу. 

Несмотря на то, что у дворца выдалась сложная «жизнь», он сохранил ослепительную прелесть, утонченность и экзотическую атмосферу восточного сераля. В окнах которого вот-вот мелькнет прекрасное личико красавицы-Шахерезады.  

Дворец княгини Гагариной (Утес, Большая Алушта)

Дворцово-парковый ансамбль, расположившийся в поселке Утес, так же прекрасен и романтичен, как и чувство, побудившее к его строительству. А поводом для появления усадьбы стала любовь. Вспыхнувшая между Александром Гагариным, стареющим губернатором Кутаиси, и княгиней Тассо Орбелиани — красавицей, принадлежащей к старинному грузинскому роду. 

Такие непохожие между собой, супруги пронесли любовь друг к другу через всю жизнь, а восхитительный дворец стал плодом этого союза. Усадьба, возведенная безутешной вдовой после трагической гибели любимого мужа, будто впитала чувства и чаяния двух людей, и потому получилась романтичной, изящной и уютной. 

Сооружали поместье с 1902 по 1907 гг. по образцу французских и немецких замков. Монументальных, и чуточку вычурных. Автор проекта — (опять же) Николай Петрович Краснов. 

Одновременно с окончанием строительства угасла и жизнь хозяйки дворца. Благоустройство продолжила племянница Тассо, которой усадьба обязана чудесным парком. Во время Крымского землетрясения здание сильно пострадало, но после было реконструировано и с тех пор практически не изменялось. Сегодня здесь расположен один из корпусов санатория «Утес». 

Дворец графа Мордвинова (Ялта)

В плане архитектуры усадьба графа Мордвинова — самый нетипичный Южнобережный дворец. Являя собой поистине монументальное и прекрасное строение, он не содержит и намека на кричащую роскошь или излишества. Резиденция уже более века вызывает живой интерес, который подогревается ореолом некой таинственности, окружающей и само здание, и историю его сооружения.

В плане архитектуры усадьба графа Мордвинова — самый нетипичный Южнобережный дворец. Являя собой поистине монументальное и прекрасное строение, он не содержит и намека на кричащую роскошь или излишества. Резиденция уже более века вызывает живой интерес, который подогревается ореолом некой таинственности, окружающей и само здание, и историю его сооружения.

А между тем, земельный надел, где впоследствии возвели двухэтажный дом, в 1794 г. был пожалован Николаю Семеновичу Мордвинову Екатериной II. И не просто так, а с благородной формулировкой — «За особые заслуги перед Отечеством». Владелец участка назвал его «Хорошей пустошью», и занятый государственными делами ничего строить здесь не планировал. Страстью чиновника были сады и виноградники, которые Мордвинов и приказал разбить на территории имения. 

Со временем графские сады разрастались и преображались, в 1870 г. превратившись в живописный городской парк. Идея строительства дворца принадлежит праправнуку Мордвинова — Александру Александровичу. К разработке проекта поместья привлекли знаменитого питерского инженера Негеля, непосредственно работами руководил еще один петербуржец — Оскар Эмильевич Вегенер. Возведение заняло три года и завершилось в 1903 г. 

Двухэтажное здание построено из гурзуфского песчаника мягкого зеленоватого оттенка. Стиль архитектурного ансамбля — средиземноморский, потому дворец и напоминает типичную итальянскую виллу эпохи Ренессанса. Для имения характерна исключительная симметричность линий и форм, изысканность и утонченность. А еще господский дом скрывает множество тайн. Каких? Приезжайте и узнаете! 

Кичкине (Курпаты, Большая Ялта)

Одна из самых ярких архитектурных жемчужин Южнобережья расположена в 10 км от Ялты, возле Гаспры и Ласточкиного гнезда. Утопающая в зелени пальм, самшитов и кипарисов, витиеватая постройка впитала в себя изящество и колорит мусульманских дворцов XVI-XVIII в. При этом стиль поместья относят к псевдомавританскому — отсюда обилие арок, куполов, фризов, карнизов и настенной резьбы. 

Основатель имения — великий князь Дмитрий Константинович, приобрел участок под строительство усадьбы в 1912 г. С заказом на сооружение дворца внук Николая I обратился к ялтинским архитекторам — братьям Тарасовым. Благодаря им и появилось маленькое восточное чудо, названное князем «Кичкине». В переводе с татарского — «малышка». 

Внутреннее убранство мини-дворца еще причудливее, чем внешнее. В оформлении интерьеров использовали несколько мотивов — арабский, французский (эпохи Людовика XVI), и ампир. К морю проложили мраморную лестницу, а сад облагородили субтропическими культурами и цветами. 

За столетие Кичкине практически не изменился, хотя и успел побывать турбазой и даже штабом немецкой армии. Долгое время дворец находился в запустении, но после реставрации это сказочное здание блистает свежестью и белизной. С 2011 г. в бывшем княжеском поместье располагается фешенебельный отель «Кичкине». 

Харакс (Гаспра)

Дворцово-парковый ансамбль Харакс расположен на мысе Ай-Тодор. В I в. н. э. здесь базировался римский военный лагерь и крепость Харакены, в честь которой усадьба и получила столь необычное имя. 

Историю поместье ведет с 1869 года, когда участок площадью 100 га купил для себя и своей семьи великий князь Михаил Николаевич, младший сын императора Николая I. Довольно долго будущее имение пустовало — из-за отсутствия воды. И Михаилу Романову пришлось приобрести у татар земельный надел с питьевым источником. Только после этого строители смогли приступить к возведению дворца. 

Проект резиденции разрабатывал автор Ливадийского дворца — Николай Петрович Краснов. Знаменитый зодчий выбрал в качестве доминирующего стиля популярный на тот момент модерн. Фасад здания выполнили в шотландском духе из местного известняка. Камень укладывали мозаичным способом, вставляя орнаментальные элементы. Крышу накрыли английской черепицей. 

После революции Харакс национализировали, а в 20-х гг. перепрофилировали под санаторий.С 1987 г. на территории поместья работает историко-археологический музей, экспозиция которого посвящена в том числе и раскопкам римского укрепления.  

Кузнецовский дворец (Форос)

Один из самых лаконичных и элегантных дворцов Крыма назван в честь первого хозяина — «фарфорового» и «чайного» короля — купца А. Г. Кузнецова. Основатель фарфоровых заводов и торговец чаем приходился внуком А. Губкину, который владел чайными плантациями на Цейлоне и в Индии. 

Строительство особняка началось в середине 80-х гг. XIX в. и закончилось в 1889. Автор проекта — архитектор Биллианг. Двухэтажное здание в стиле русского классицизма поражало изяществом и роскошью. Интерьер украшали мраморные лестницы, итальянский паркет и камины, облицованные каррарским камнем. Дополняли внутреннее убранство 15 пейзажей, встроенных в ниши. Снять полотна, не повредив, невозможно, — это и спасло их от уничтожения.   

Вокруг дворца Кузнецов высадил виноградники, обустроил парк, которым любовался с уютной террасы, окружающей поместье. После смерти промышленника имение перешло семье Ушаковых, продолживших благоустройство дома и сада. После революции здесь гостили Максим Горький и Федор Шаляпин. С 20-х гг. усадьбу преобразовали в здравницу. Сегодня в ее стенах размещается конференц-зал и библиотека санатория «Форос». 

Романтическая Александрия (Гаспра)

Дворцовый ансамбль в Гаспре — один из старейших замков полуострова. Возведение каменной крепости началось в 1831 г. и завершилось в 1836. Заказчиком строительства выступил известный и влиятельный человек — князь Александр Николаевич Голицын, чье имя тесно связано с Крымом. Образцом для усадьбы стал Алупкинский дворец, сооруженный по проекту Вильяма Гунта. Обустройством парка занимался Людвиг Кремер. 

Судьба «Романтической Александрии» складывалась непросто. Князь успел пожить здесь около года, преждевременно скончавшись от апоплексического удара. Впоследствии резиденция переходила из рук в руки, пока не «остановилась» на дворянской семье Левашовых-Паниных. 

Энергичная и креативная Ольга Викторовна Панина и стала главным вдохновителем и творцом поместья. Благодаря ей дворец приобрел тот вид, в котором он предстает перед современниками. Романтичный замок с элементами средневековой готики, выстроен из грубо отесанного серого камня. «Изюминка» имения — стрельчатые окна и трехъярусные восьмигранные башни, увенчанные зубцами и увитые плющом. 

Красота дворца привлекала в Гаспру высший свет того времени. В разные периоды здесь гостили Лев Толстой и Антон Чехов, Александр Куприн, Иван Бунин и Федор Шаляпин. После революции поместье национализировали, сегодня некогда изысканное здание принадлежит санаторию. И, к сожалению, постепенно разрушается. 

Если туристам предлагают экскурсию по дворцам Крыма, то это, как правило будут Массандровский, Воронцовский и Ливадийский. Они давно стали символами полуострова, но, согласитесь, уже наскучили. Мы же рекомендуем в следующий приезд на побережье Тавриды увидеть малоизвестные, но не менее роскошные имения и усадьбы, достойные звания настоящих шедевров архитектуры. 

Забронировать гостевой дом в Крыму