Старый парк в Кабардинке — это территория искусства, удивительное пространство в тени столетних деревьев. Это и художественная галерея, и театральная сцена, и центр творчества. Это и ботанический сад, и музей, где гармонично соседствуют культуры и традиции разных народов и эпох.
Это и живопись, и скульптура, и архитектура, и даже музыка. Это — симфония красоты и ода созиданию. Это — триумф творческой мысли, и рукотворное чудо, созданное талантливым альтруистом во имя, и для людей.
Автор архитектурно-ландшафтного шедевра — Александр Иванович Алексеев, писатель, журналист, философ, историк, скульптор и просто разносторонне эрудированный человек. Уроженец Томской области, он с 1990 года живет в Кабардинке, которую полюбил всем сердцем раз и навсегда.
Путь от мастера слова до ландшафтного дизайнера Алексеев начал в начале 2000-х годов с возведения колоннады и галереи исторических личностей. Однако, пара-тройка скульптур не смогли вместить масштаб личности литератора, и он замахнулся на более грандиозный проект — сооружение галереи цивилизаций.
Суть концепции будущего объекта заключалась в том, чтобы соединить на одной, относительно небольшой территории все, что противоречит другу другу в историческом и культурном контексте: православные храмы и японские часовни, египетские пирамиды и готические фонтаны.
С тех пор каждое сооружение и каждый элемент Старого парка несет в себе авторскую мысль и, по мнению мастера, призывает посетителей к миру, созиданию, любви и переосмыслению истинных ценностей той или иной эпохи.
Территория Старого парка, площадью чуть более гектара, поделена на несколько тематических зон, которые без труда угадываются посетителями. В каждом из пространств представлены атрибуты того или иного хронологического периода. Архитектурные формы окружены представителями флоры: гималайскими и калифорнийскими кедрами, цветущими олеандрами, пурпурными березами, липами и пальмами.
Путешествие по Старому парку начинается со знакомства с Древним Египтом и его главными символами — пирамидой Хеопса, загадочным Сфинксом и каменным обелиском — атрибутом божественной власти фараонов. Размеры сооружений хотя и уменьшены в сотни раз, сохраняют пропорции оригиналов.
С фронтальной стороны расположен вход в пирамиду, на внутренних стенах которой изображены рельефные рисунки, повествующие о законах жизни. Одни рассказывают о мироздании и социальном устройстве, другие — о смерти и загробной жизни, третьи — о любви и войне.
В античном павильоне представлен афинский период древнегреческой культуры, относящийся к V в. до н. э. И его главная доминанта — храм Зевса, возведенный по канонам эллинской цивилизации и олицетворяющий классический образ Древней Греции.
Сооружение в дорическом стиле поражает гармоническими пропорциями и элегантными колоннами, украшенными коринфским ордером. Парапеты гранитных ступеней, ведущих в храм, «охраняют» скульптуры Галатеи и Афродиты. Над массивной дубовой дверью распахнула объятия крылатая Ника — богиня победы. На фронтоне гордо восседает орел — атрибут Зевса-громовержца.
Центральное место в храме занимает двухметровая фигура грозного вседержителя, который возвышается над смертными, сидя на гранитном постаменте. За спиной у Зевса — бюст Гомера, над головой — одно из высказываний создателя «Илиады», звучащее как: «Все истекает из тебя».
Классицизм как архитектурный стиль воплотил в себе стремление человека совместить природу с мастерством зодчих и ландшафтных дизайнеров. Результатом такого симбиоза стали европейские парки, которые представляли собой образец гармоничной целостности и строгой геометрии, смягченной эффектным озеленением.
Классицизм в Старом парке выражен цветочными вазами, фонтанами, и другими архитектурными формами. Наиболее изысканная из них — колоннада, на которой начертаны две крылатые фразы: «Даже боги не в силах изменить прошлое… Но история повторяется», и «В тот миг, когда на камне было высечено слово, началась История».
Еще один элемент классического пространства — беседка-ротонда, построенная из натурального камня по технологии, придуманной мастерами эпохи Возрождения. Чудесную альтанку с колоннами, украшенными цветочным орнаментом, «облюбовала» очаровательная фигурка совы.
Центральную, самую лесистую часть Старого парка создатель счет наилучшим местом для демонстрации европейской архитектуры Средневековья. Мрачная эпоха преподносит себя через замшелые деревья, водоем, облицованный диким камнем, и дозорную башню с арочным мостом, перекинутым через ров.
Массивная фортификация словно защищает город от потенциальных врагов, которых на входе встречает оскалившийся дракон, сидящий на кусте черных роз. На верхушку башни ведет узкая винтовая лестница: поднявшись по ней, посетители оказываются на смотровой площадке.
Посреди пруда скромно расположилась дворцовая беседка, чьи роскошные черты умаляют водоточащие скульптуры-фонтаны, олицетворяющие семь смертных грехов. Чуть поодаль находится романтичный «домик для двоих» — стилизованная копия средневекового жилища, в котором могли бы жить герои легенды-были — Элоиза и Пьер Абеляр.
Фонтан, который всегда ассоциировался у европейцев с источником жизни, занимает самое видное место — у входа в парк. Строгое сооружение с остроконечными башнями и невесомыми полуарками привлекает внимание как готическим экстерьером, так и философской концепцией.
Скульптурная группа вызывает восхищение, прежде всего, струями воды, бьющими в лазурный бассейн из открытых пастей драконовидных змей — горгулий. Архитектурный ансамбль дополнен образами святых — Усмиряющего Павла, Разящего Георгия и Хранящего Петра, противостоящих Вездесущему Мефистофелю. Противоборство добра и зла, света и тьмы — аллегория внутреннего противоречия, которое сидит в каждом человеке.
Центральное место в японском павильоне занимает синтоистская часовня, посвященная одному из семи «богов счастья» — Эбису. Он покровительствует торговлям и ремеслам, хранит маленьких детей, у него просят материального благополучия, счастья и удачи. Однако следует помнить: одаривает Эбис только тех, кто готов упорно трудиться.
Скульптурное изображение бога расположено рядом с часовней, внутри нее спрятан «синтай» — особый предмет, в который вселяется дух почитаемого в Японии божества ками. Из рыбы Тай струится источник чистой воды, которую используют для ритуала омовения. Рядом возвышается каменная глыба «черный самурай», приобретающая угольный цвет при соприкосновении с водой.
Часовня святителя Николая Чудотворца — результат слияния архитектурных традиций высокоразвитой Византии и самобытной Руси. Яркий и нарядный храм воплотил в себе лучшие черты культовых сооружений XVI-XVIII веков и символизирует евангельское начало, которое так почитается в православии.
Внутреннее пространство часовни — с неожиданным простором, возвышенными сводами и мерцающими свечами, создает атмосферу умиротворения и спокойствия. Храм поражает удивительной акустикой, которая превращает церковные пения в сакральные звуки, льющиеся сверху вниз.
Устремленность ввысь и молчаливое величие каменных интерьеров оттеняют намоленные веками иконы, а запах ладана и воска отодвигает за грань небесной вечности земные страсти и проблемы.
Арочное водоносное сооружение присутствует здесь сразу в двух ипостасях — эстетическом и практическом. Прикладное значение акведука — выступать в главной роли инженерной системы, снабжающей парк очищенной водой, благодаря которой здесь все цветет и зеленеет. Художественный смысл акведука — украшать парк и дарить ощущение прохлады, создавая влажную атмосферу тропиков.
Каменный бассейн с водопадом порос изумрудным плющом и окружен экзотической флорой, которая чувствует себя здесь как дома. Сочные растения дружным сосуществованием подтверждают центральную идею Старого парка — каждый вправе жить в гармонии и без противоречий.
Особенно красив акведук вечером, когда на нем включают разноцветную подсветку, создающую иллюзию подводного царства. В игре светотени проявляются кельтские мотивы и скульптуры, присущие культуре германцев, галлов и древних славян.
Помимо архитектурных и природных объектов, в Старом парке расположены и другие достопримечательности — Дом Кавказа и Дом Востока, которые имеют статус музеев в миниатюре со всеми, присущими таким учреждениям атрибутами.
Здание Дома Кавказа соединило в себе черты трех архитектурных типов: гражданского, духовного и военного. Подобное сооружение как нельзя более точно отражает непростую историю формирования кавказских этносов, никогда не выпускавших из рук остро заточенных клинков.
На подходе к музею посетителей символично «встречают» два жернова — именно в них тысячелетиями ковался характер горячих кавказцев. Свои условия им пытались диктовать великие империи — от Римской, Византийской и Османской до Персидской, Британской и Российской. Однако, не так прост этот народ: подчинить и сломать его невозможно — и символом несгибаемости стал обломок жернова, впечатанный в каменные стены здания.
Внутри Дома Кавказа посетители могут заняться осмотром предметов быта, орудий производства, археологических находок, оружия и картин. Грамотно подобранная экспозиция музея проливает свет на краеугольные вопросы развития кавказской цивилизации, касающиеся ее происхождения, развития и роли в мировой истории.
Экспонаты музея «Дом Востока» распределены по нескольким зданиям. Первое, с фасадом, напоминающим величественный дворец с ажурной аркой, объединяет в себе мавзолей, мечеть и сераль. Над филигранно отделанной постройкой возвышаются два минарета, а посередине — золотой купол, олицетворяющий гробницы в Индии и Персии.
Рядом с музейным комплексом расположен длинный бассейн, где плавают рыбки и растут лилии. Центральную часть восточного павильона занимает Индийский фонтан со слонами, которые обращены к четырем сторонам света. Здесь же «притаилась» индийская ратха, построенная в виде миниатюрного храма.
Коллекция музея знакомит посетителей с культурой и традициями Индии, Китая, Египта и других стран Ближнего и Дальнего Востока. Среди экспонатов — доспехи самураев и меч китайского ката, расшитый золотом бухарский ковер, резная мебель, ювелирные украшения, оружие и предметы культа.
Самое видное место в Старом парке занимает театр, который представляет собой многосложную архитектурно-скульптурную композицию с элементами строгой античной классики и торжественного барокко. Роскошное здание в виде ротонды окаймляет прекрасное озеленение, рядом расположена театральная беседка-полуротонда, а чуть поодаль — декоративная афиша.
Приступая к проектированию театрального комплекса, автор стремился создать нарядное, празднично-торжественное здание, богато украшенное скульптурами и привлекающее внимание замысловатым рельефом. Вместе с тем, сооружение должно было вписаться в стиль Старого парка не только снаружи, но и внутри.
Интерьер театра выполнен под старину: зрителей встречают темно-красные бархатистые кресла, вторящие цвету портьер. Богатый и изысканный «винтаж» подчеркивает сложная лепнина и белоснежные статуи ангелов, играющих на позолоченных трубах.
Архитектурно-ландшафтный центр «Старый парк» — не только банальная достопримечательность Кабардинки.
Это дивный уголок, где соединились красоты причерноморской природы и плоды талантливых человеческих рук, которые смогли гармонично скомбинировать несочетаемые образы мировых культур, цивилизаций и эпох.
Что в полной мере насладиться парком — нужен целый день. А чтобы осмотреть все красоты поселка и его окрестностей — около недели. Чтобы не тратить время и деньги на поездки с Геленджика или Новороссийска, выгоднее арендовать гостевой дом в самой Кабардинке.
Каталог жилья в Кабардинке