Святые места Черноморского побережья России и Абхазии хранят много секретов. Для паломников эти загадки — духовные и нравственные, для туристов — исторические или вещественные. Однако и верующим, и атеистам здесь будет на что взглянуть, чему научиться и что переосмыслить. А вот куда стоит отправиться в первую очередь — читайте в нашей статье.
На полуострове количество христианских святынь и мест поклонения просто зашкаливает — взять хотя бы Топловский монастырь или армянскую обитель Сурб-Хач. В силу обстоятельств или стратегической необходимости многие из них построены в самых неприступных местах.
Христианское святилище на вершине Кизилташского хребта появилось в I в. н. э., при апостоле Андрее Первозванном. Чуть позже здесь располагалась летняя резиденция Сурожского епископа, а в 1858 г. на этом месте была основана самая «секретная» обитель Крыма. И дело не только в том, что желающие попасть в монастырь пробирались на высоту 400 м через густые заросли лесов — тайна крылась еще глубже.
В 1950 г. по приказу Лаврентия Берии в горе под обителью вырыли многокилометровую систему тоннелей, галерей и залов. Предназначение у них было одно — хранение ядерных боеголовок. Рядом построили сверхсекретный городок, который, как и монастырь, долгое время был стерт с карт и путеводителей. В 1992 г. атомные бомбы вывезли, и обитель постепенно стала возрождаться, открываясь для паломников и туристов.
Сегодня Кизилташский монастырь так же соседствует с территорией Минобороны, и путь к нему лежит по старой дороге, через живописное ущелье, которое называют «Крымской Швейцарией». Ориентиром для путешественников служит металлический крест, установленный на вершине горы Сандык.
На территории обители расположены хозпостройки, деревянная церквушка, кельи, пещеры и знаменитые «таинственные врата». Рядом с новым храмом притаились развалины древней святыни, которые, как говорят, исцеляют не только душу, но и тело.
Урочище Кизилташ, пос. Краснокаменка, по дороге, связывающей Коктебель и Судак, в 38 км от Феодосии.
Свято-Успенский монастырь — одна из немногих пещерных обителей, уцелевших в период нашествия Золотой Орды. Некоторые ученые считают, что «Крымскую Лавру» возвели византийские монахи-иконопочитатели, другие уверены что — “божий дом” отстроили язычники или иудеи. Как бы то ни было, даже грозные ханы, исповедовавшие ислам, пробирались сюда по ночам помолиться перед иконой Божьей матери.
Монастырь, более 11 веков противостоявший всему и вся, после революции закрыли. Монахов расстреляли, а их кельи и церковь разграбили. Восстановление пещерного храма началось в 1993 г. на деньги, собранные прихожанами и при непосредственной помощи паломников и монахов.
Сегодня Успенский монастырь — гордость, слава и святейшее место древнего Бахчисарая. Обитель встречает страждущих каменной лестницей, украшенной рельефными медальонами. Ступени ведут к храму, в которой установлена икона Троеручица, и колокольне. Рядом бьет животворящий родник, а над ним, на фоне мозаичного панно, обосновалась очаровательная часовенка.
В окрестностях Бахчисарая, посреди ущелья Мариам-Дере. Культовые сооружения вырезаны в отвесных скалах, возле пещерного города-крепости Чуфут-Кале и старинного кладбища Газы-Мансур.
Это малоизвестное среди паломников и туристов место появилось на христианской карте Крыма в XIII-XIV вв. Основали обитель монахи-иконопочитатели с горы Афон, имеющие опыт строительства пещерных храмов. В окрестностях монастыря иноки выращивали виноград, изготавливали несколько сортов вина.
После гибели княжества Феодоро неприступная обитель прекратила существование. В начале XVI в. о былом величии святыни напоминали полуразрушенные сооружения и восхитительные фрески, чудом сохранившиеся в рукотворных пещерах.
Сегодня двухъярусный монастырь, название которого переводится как «отдающий эхо», включает в себя два пещерных храма и 20 хозпостроек. Помещения расположены в глубине скалы и выходами обращены в сторону длинной террасы, где установлена крестильня-купальня. Вода в чашу поступает из естественных источников по скальным желобам.
На северной окраине села Терновка, в Балаклавском районе Севастополя, на высоте 540 метров в скале Шулдан-Бурун, в Шульской долине.
На Кубани расположено множество святынь, каждая из которых интересна по-своему: богатой историей, артефактами или реликвиями.
Действующая православная церковь, построенная в 30-х гг. XIX в., — один из старейших храмов Краснодарского края. Освящен в честь святого Онуфрия 12 июня 1837 г., в день, когда русские войска освободили Анапу от османских завоевателей. В этом же году здесь присутствовал на молебне император Николай I. В Крымскую войну церковь заняли турки, разрушившие святыню до основания. В 1874 г. ее отстроили вновь.
Сегодня бирюзовый собор с белоснежной окантовкой представляет собой впечатляющее архитектурное сооружение, которое смотрится величественно и современно. Внутри храма сияют золотом оклады икон, а с потолка спускается многоярусная люстра.
Среди достопримечательностей церкви — старинный алтарь, иконостас и недавно отреставрированный жертвенник. Здесь также хранится чудотворная икона Святого Луки Крымского, а экскурсию по святыне проводит сам настоятель.
В исторической части города, на улице Соборной, д. 7, недалеко от Анапской набережной.
Главный храм города-героя (как и сам Новороссийск) не раз подвергался тяжелым испытаниям, но принимал удары судьбы с «гордо поднятой» колокольней. Церковь, построенная в 1904 г., была упразднена при советах, затем перепрофилирована под спортзал. В 40-х гг. пережила оккупацию и бомбежки, а в начале прошлого века была уничтожена огнем.
«Божий дом» отстраивали с нуля, много раз реконструировали, и в конце концов сделали основным крестильным храмом в округе. Внутри собор также прекрасен, как и снаружи: иконостас украшен десятками икон, триптихов и диптихов на тему восточно-православных сюжетов.
Фрески, восстановленные московскими мастерами после пожара 2011 г., освятил Святейший Патриарх Кирилл, а в дар от РПЦ собору передали мощевик с останками российских святых. Бело-голубая церковь полна прихожан и паломников, которые не устают любоваться высокой колокольней, милой часовенкой и благоустроенной территорией.
На пересечении улиц Гладкова и Видова, в пешей доступности от автовокзала, Дома художника и центрального рынка Новороссийска
Старейшую святыню на территории местной епархии и самое старое каменное здание Сочи возвели в 1890 г. на руинах древнего храма времен Византии. Строительство собора началось по распоряжению Великого князя Михаила Николаевича Романова в ознаменование окончания Кавказской войны.
После Октябрьской революции храм упразднили, разместив в помещениях склады, а к 1944 г. святыню опустошили. Последующие реконструкции изменили внешний вид собора и только в ходе реставрационных работ начала 90-х гг. церкви вернули ее аутентичность, задуманную архитектором Александром Каминским.
Сегодня крестово-купольный собор увенчан крестом, устремляющимся ввысь на 34 м. Колонны, своды и стены украшены росписями, орнаментами, библейскими сюжетами и образами святых. В храме ежедневно, с 8:00 проводятся богослужения, посетить литургии может любой желающий.
Собор расположен недалеко от Курортного проспекта, памятника Владимиру Высоцкому и остановки общественного транспорта «Органный зал».
Христианство проникло в Абхазию в I в. н. э. и с тех пор культурное наследие «Страны Души» пополнилось десятками святынь.
История Златоустовской обители столь необычна, сколь и трагична: мужской монастырь пришел на смену женскому, основанному в 1898 г. на месте древнего храма. При строительстве святыни обнаружили саркофаг, высеченный из цельной глыбы известняка весом в тонну. Освятили монастырь в 1900 г. в честь святого Василиска Команского.
После революции обитель разрушили, а постройки приспособили под хознужды. В 1986 г. монастырь восстановили, но ненадолго: через семь лет в стенах святыни разыгралась кровавая драма: в ходе грузинско-абхазской войны убили почти всех монахинь и священнослужителей.
В 2011 г. монастырь возродился как мужской и был передан Абхазской православной церкви. По легенде, здесь расположена одна из главных святынь христианства — каменная гробница Иоанна Златоуста, который был погребён в мартирии мученика Василиска, рядом с его могилой. Помимо этого, в монастырском храме хранится чудотворная икона с мощами святого. Прикоснуться к ней ежегодно приезжает свыше 50 тыс. паломников.
В селе Коман, в 8 км к северу от Сухума, на автодороге, соединяющей столицу Абхазии с поселком Ацра
Илорская церковь святого Георгия — сердце христианской Абхазии и яркий образец западногрузинской архитектуры. Скромный храм, обнесенный булыжной оградой, построили в XI в. на месте одного из семи главных абхазских святилищ Елыр-ныха.
В 1733 г. Илор разорили турки, однако в том же году, в решающем сражении абхазы обратили османов в бегство. Победу над неприятелем объяснили «чудом, сотворенным Святым Георгием», который, по легенде, придал местным воинам силы и веры в успех.
Со второй половины XIX в. в церковь пополнилась предметами старины и христианскими реликвиями: золотой чашей из Бедийского собора и несколькими иконами, в том числе чудотворными. Сегодня здесь хранятся пять мироточащих образов, помещенных в стеклянные футляры.
На протяжении веков в церковь приходили люди в тяжелых жизненных ситуациях, приносили очистительную присягу, чтобы снять с себя подозрения в постыдных поступках или преступлениях. Сегодня сюда тянутся вереницы паломников из США, России и Европы. Считается, что молитвы, произнесенные в Илоре, доходят до Бога.
Храм расположен в 60 км от Сухума, возле городка Очамчира, неподалеку от границы с Грузией
Грот-келья святого великомученика Симона Кананита расположена на территории природного Псырцхинского заповедника, известного красотой и окутанного легендами. По преданию, в этом месте апостол подвизался с 53 по 55 гг., занимаясь проповеднической деятельностью.
После образования Новоафонского монастыря близ Апсарской горы, монахи освятили каменную пещеру Симона Кананита, превратив ее в мини-часовню. Усилиями иноков здесь появилась мозаика в виде лика Иисуса Христа, каменная лестница и безопасный вход.
Пещера освящена водосвятием и в ней установлена икона св. Апостолов Андрея и Симона Кананита, именем которого она называется с незапамятных времен. В центре кельи возвышается валун, который апостол использовал в качестве стола, стены украшены иконами и свечами. В гроте постоянно присутствует послушник, наблюдающий за порядком.
Грот "затерялся" в 6 км от города Новый Афон, в ущелье Псырцха, в отвесной скале. К месту поклонения ведет крутая лестница из 200 ступеней, выдолбленная в скале.
В Крыму, на Кубани и в Абхазии найдутся десятки христианских святынь, где можно почувствовать единение с Богом, помолиться, очиститься или исцелиться. Но даже тем, кто не относит себя к категории верующих, будет небезынтересно увидеть храмы и монастыри с вековой историей.