Крейсер музей "Михаил Кутузов" в Новороссийске
1 / 2
Данный памятник отечественного кораблестроения был заложен в городе Николаеве в 1951 году. Делали судно на Николаевском судостроительном заводе имени Носенко Н. И. Спуск на воду осуществили 29 ноября 1952 года. Военно-морской флаг был поднят на «Михаиле Кутузове» 9 августа 1954 года. Однако только 31 января 1955 года крейсер зачислили в состав Краснознаменного Черноморского флота.
По проекту это судно серии 68-бис, модификации 68-А должно было иметь водоизмещение 18640 тонн, составлять в длину и ширину 210 и 23 метра соответственно. Начало проектирования приходилось на период с 1944 по 1945 годы, оно основывалось на базе проекта 68. Однако только в 1947 году Центральное конструкторское бюро № 17 получило полное задание (тактико-техническое) на создание этого артиллерийского корабля, а также нескольких других. Возглавлял работу специалистов над проектом Савичев А. С. (главный конструктор). Эскизная часть была пропущена из-за спешности, на которой настаивали гос. заказчики, поэтому ЦКБ сразу начало техническое проектирование, утвержденное в 1947 году.
При проектировании судна была применена технология формирования цельносварных корпусов кораблей. Такое строительство было первым в нашей стране, при этом вес отдельных секций достигал ста пятидесяти тонн. Проект 68-бис включал и другие новшества. Защитные броневые плиты использовались, в том числе, и как несущие конструкции.
Броневой пояс имел различную толщину:68-бис изготавливались не только в Николаеве, но и в Молотовске и Ленинграде, всего под них было предусмотрено девять построечных мест на четырех заводах. Первый из судов был заложен в Николаевске в 1948 году, до 1954 года было построено двадцать три судна данной модификации. В истории советского судостроения эта серия стала самой многочисленной за весь период существования СССР. Новейшие технологии того времени позволили изготавливать корабли в двое быстрее, чем раньше. Срок создания каждого судна составлял около двух с половиной лет.
Первые крейсера серии «Дзержинский» и «Свердлов» показали впечатляющие результаты своих мореходных качеств. Однако боевые капитаны, командующие ими, критиковали крейсера за слишком большую качку, так как на них не были использованы эффективные успокоители качки.
Несмотря на свои высочайшие для тех времен характеристики и наличие инновационных устройств и механизмов эти суда не несли на своем борту другое оснащение, которое было изобретено в те годы. Это было сделано как по объективным, так и субъективным причинам. В частности, на них монтировали морально устаревшие силовые установки с котлами, обладающими низкими техническими показателями.
Мальчишки и юноши Новороссийска считают корабль живым воплощением подвигов героев Черноморского флота. Они с удовольствием слушают байки бывалых морских волков и мечтают стать такими же отважными матросами, как и они. Сегодня они могут в любое время посетить данный музей, который, наверное, уже никогда не поднимет свой якорь и не уйдет с набережной города. Однако его артиллерийские орудия и мощь по-прежнему устрашающи и суровы. Это своеобразный символ и достояние города-героя Новороссийска, судно вошло в десятку лучших боевых кораблей мира.
Корабль-музей специально оборудован для экскурсий, на которых все желающие могут познакомиться со значимыми этапами истории Черноморского флота. «Михаил Кутузов» обладает впечатляющим послужным списком, это уникальное творение советского судостроения, что было признано не только в России, но и за рубежом.
Послужной список «Михаила Кутузова» включает:
- 100 мм от 32 до 170 штангоута.
- 20 мм — в оконечностях.
- 50 и 20 мм — в оконечностях нижней палубы.
- 120 мм — в носовом траверсе.
- 100 мм — в кормовом траверсе.
- 50 мм — на нижней палубе.
- Трубопроводы с арматурой.
- Вспомогательные механизмы.
- Теплообменную аппаратуру.
- Дополнительные системы и устройства.
- Средства противовоздушной обороны.
- Внутренние помещения для хранения мин и торпед.
- Места для размещения двух батальонов морской пехоты.
- 211900 миль плавания с начала спуска на воду.
- 15 морских походов большой продолжительности.
- С 1955 по 19992 годы он подходил к берегам Алжира, Албании, Болгарии, Румынии и Югославии.
- В 1955 году во время взрыва линкора «Новороссийск» в городе Севастополе аварийно-спасательная команда крейсера, состоящая из 35 человек, оказывала помощь (погибло 27 человек команды).
- В 1961 году на нем прошли съемки художественного фильма «Увольнение на берег». Известный советский актер театра и кино Высоцкий Владимир рассказал прессе о посещении корабля Юрием Гагариным. Это произошло в период съемок. Сам актер провел на судне месяц, при этом снялся лишь в эпизодической роли.
- В июне 1967 года крейсер выполнял боевую задачу по оказанию помощи Египту в войне с Израилем.
- В 1968 году помогал Сирии также в войне с Израилем.
- В 1987 году крейсер перевели в резерв Военно-морского флота.
- В 2000 году он выведен из боевого состава флота. Принимается решение о создании на нем филиала музея Черноморского флота.
- В 2001 году судно прибывает в город-герой Новороссийск. В это же время его вводят в состав Новороссийской военно-морской базы (войсковая часть 99005).
На карте
Снять жилье в Новороссийске рядом
Дата заезда - дата выезда
2 взрослых